Создание историй
11
/12
Сегодня мы узнаем, как выстроить развитие карьеры вместе с Qlik на примере опыта Дины Сейлхановой, старшего консультанта Qlik France, и разберемся, как создавать интерактивные истории на основе данных.
О чем поговорим сегодня
История успеха

Карьерные возможности вместе с Qlik

В качестве истории успеха сегодня необычный кейс. Мы поговорили с Диной Сейлхановой — старшим консультантом французского подразделения Qlik, и узнали про ее профессиональный путь. Надеемся, наше интервью сможет вдохновить и вас.

Дина Сейлханова
старший консультант, Qlik France
Изначально у меня не было опыта работы в BI, поэтому мой руководитель в Qlik сразу же предупредил: придется многому учиться. Я была готова ко всему!
— Дина, расскажи про то, как ты пришла к работе с Qlik?
— Я закончила бакалавриат по программе «Информационные системы» в Алмате. После окончания учебы, я нашла магистратуру во Франции — туда можно было ехать без знания французского, обучение проходило на английском. На втором году магистратуры у меня появился интерес к визуализации данных и такому направлению как human-computer interaction — исследование методов взаимодействия человека с компьютером и информационными системами. Мой первый серьезный проект по визуализации был исследовательским и касался анализа предпочтений избирателей, выявления паттернов по регионам и городам — тогда как раз проходила предвыборная кампания Макрона.

После окончания магистратуры я устроилась в компанию Amadeus IT Group, международного ИТ-разработчика ПО для авиакомпаний. Там я попала в команду проекта по встроенной аналитике на основе Qlik Sense.
— В чем заключалась твоя роль в проекте? Почему ты продолжила изучение Qlik и после его завершения?
— Amadeus — большая компания с огромным количеством внутренних регламентов и правил по работе с данными, и громадным IT-стеком, который в том числе включал хранилища Hadoop, Hive.

Продукты Amadeus используют не только крупные авиакомпании со штатом собственных аналитиков, но и небольшие авиалинии, которым хочется получать не выгрузки сырых данных, к примеру, из системы бронирования, а понятный дашборд, на котором будет легко проанализировать возвраты билетов, отмены и задержки рейсов.

Именно над этим и работала наша ОЕМ-команда внутри Amadeus: в Qlik Sense уже были преднастроены дашборды-шаблоны для новых подгруженных данных, мы проверяли, чтобы все данные были корректны, а само приложение обновлялось, проводили дополнительную настройку визуализаций под требования заказчиков. При необходимости, также проводили обучение работе с дашбордами и их доработке в Qlik Sense. Обычно, имплементация занимала 2−3 месяца, затем приступали к следующему клиенту.

Именно в Amadeus я прошла практический курс по разработке в Qlik Sense и поняла, что это та область, которой я хочу заниматься и дальше. По личным причинам, мне пришлось переезжать с юга Франции на север, в Париж – там я отправила резюме в офис Qlik.
— Как бы ты описала свою работу в компании Qlik? Как все начиналось?
— Изначально у меня не было опыта работы в BI, поэтому мой руководитель сразу же предупредил: придется многому учиться. Я была готова ко всему!

У нас есть несколько направлений работы:
1
аудит текущих приложений и поиск причин, по которым что-то может работать не так, как ожидается;
2
полная разработка систем с нуля, при этом, иногда мы сами выступаем как руководители проекта, то есть полностью курируем проект, а иногда у клиента есть своя команда и мы скорее помогаем координировать их усилия;
3
методологические проекты, когда клиенту необходима консультация и исследование, например, при миграции с одной версии продукта на другую — с QlikView на Qlik Sense или с Qlik Sense на Qlik Cloud. В этом случае, нам нужно понять, как выстроить процесс перехода так, чтобы потом все работало безупречно.
— Есть ли какой-то интересный проект, о котором ты можешь рассказать чуть больше?
— Да, расскажу про недавний проект в международной фармацевтической компании со штаб-квартирой во Франции. В компании более 10 000 пользователей Qlik по всему миру в разных регионах: Америка, Китай, Европа, страны СНГ… Задача — подготовить план миграции с on-premise решения Qlik Sense на облачный Qlik Cloud. Клиент хотел понять, как вообще работает облачный Qlik на таких объемах пользователей, какие ограничения могут возникнуть при переходе, что нужно продумать заранее. Мы помогали им с этим «расследованием».

Во время проекта, возникало много дискуссий и обсуждений. Например, обсуждали в какой последовательности и по какой схеме нужно переводить клиентов с Qlik Sense на Qlik Cloud? Лучше мигрировать регион за регионом или по какому-то другому принципу?

Ну и возникали необычные «отклонения» от курса. Например, Китай остался на on-premise решении Qlik Sense, т.к. там действуют жесткие локальные законы о защите персональных данных, поэтому данные нельзя загружать в облако.
— У тебя очень интересный опыт. Расскажи, как можно у тебя поучиться?
— Помимо основной работы, я выступаю как приглашенный эксперт на обучениях и митапах, которые проводятся в Казахстане. Я часто делюсь своим опытом на вебинарах для слушателей Datanomix Academy (это онлайн-школа именно по Qlik Sense). Темы вебинаров разные — начиная от простых и теоретических вроде методологии разработки дашборда DAR, заканчивая узкими продвинутыми темами — например, гео-визуализации с помощью KML-файлов.

Мне нравится объяснять что-то сложное простым языком, нравится видеть радость от долгожданного понимания какой-то темы! Возможно, и после этого марафона кто-то из его участников узнает что-то новое для себя, а может даже захочет изменить свой карьерный путь — мы будем рады в этом помочь!
Теория

Истории на основе данных

Большая часть дашбордов в бизнесе нацелена на проведение регулярного анализа. Во время анализа бизнес-дашбордов проводится много итераций и исследований разных сценариев. Такие дашборды обычно используются на постоянной основе, пока не потеряют своей актуальности, и обновляются автоматически с появлением новых данных.

Аналитические регулярные дашборды можно противопоставить историям — формату курируемых законченных «рассказов» на основе данных.
Дашборды-истории — это уже завершенный поиск в данных, которым вы делитесь с другими.
Обычно к моменту создания такого дашборда все ответы уже хорошо известны, а количество итераций для изучения таких данных конечно. Кроме того, данные в основе историй, как правило, не обновляются, то есть загружены единожды.

Если аналитические дашборды выстраиваются от наиболее важной информации для принятия решений к деталям и вспомогательным визуализациям, то истории основываются на более художественном повествовании — от введения в тематику и постепенного углубления в исследуемую проблему к драматичному, эмоциональному выводу.
Денис Катюшин
генеральный директор, QUBData
Предшественником создания любой визуализации является формализация набора вопросов, ответы на которые необходимо получить, а также выбор подхода, который необходимо использовать при создании визуализации.

Подходы:
1
Сторителлинг (storytelling). Это очень распространённый подход, если необходимо разработать систему аналитической отчетности для руководителей. В данном случае основной принцип — «листай и смотри», одна вкладка аналитической отчетности содержит исчерпывающий набор информации и не требует от пользователя каких-либо действий кроме перелистывания/переключения между страницами отчета и возможно выбора отчетного периода. Как правило, потребители такой отчетности — ТОП менеджмент.
2
Интерактивная отчетность — этот подход применяется в том случае, если пользователь готов проводить анализ данных, исследование причин отклонений, «сверление» данных вплоть до самого нижнего уровня. Qlik Sense максимально раскрывается именно при таком подходе, поскольку позволяет пользователям проводить интерактивный анализ данных с использованием всех атрибутов сформированной модели.
3
В отдельный сценарий можно вынести рассылку отчетности в формате ppt, pdf (по расписанию нужным адресатам с учетом ролевой модели).
Интерактивная отчетность (классическая аналитика) предоставляет возможность самостоятельно найти ответы на интересующие вопросы, исследуя данные. В свою очередь, сторителлинг предоставляет уже готовые, «найденные» ответы, ведя пользователя по заранее определенному сценарию.

Почему истории, основанные на данных, важны для организаций?

Виталий Городилов
СЕО, Первый Бит.Ташкент
Истории — это эффективнейший инструмент передачи человеческого опыта и способ упростить сложный мир. Это дает контекст, объясняет инсайты и позволяет интерпретировать данные. Цель обычно заключается в изменении процесса принятия решений. Пока заинтересованная сторона (лицо, принимающее решения) не поймет, что вы хотите сказать с помощью данных, никакие изменения не произойдут.
Почему многие люди и организации не используют истории при работе с данными?

  • Аналитики тяготеют к структурированным знаниям
  • Многие аналитики неохотно посвящают этому вопросу много времени, даже если это сделает их работу более эффективной
  • Относительно менее ценное вложение времени по сравнению с техническими возможностями аналитиков
Более эмоциональный подход показывать данные с помощью историй усиливает вовлечение аудитории в тематику отчета, привлекает внимание при помощи рассказа и наглядных образов. Это — новый подход к взаимодействию с данными.

Сторителлинг в Qlik Sense

Пользователи self-service BI-систем теперь имеют доступ к целому ряду возможностей, которые помогают им создавать убедительные истории данных. Они используют различные визуализации данных, начиная с простых диаграмм и заканчивая географическими картами и более разнообразными и сложными диаграммами.

В Qlik Sense предусмотрен инструмент для удобного и быстрого создания историй на основе данных — Истории.

Перед созданием истории необходимо подготовить для нее материал — снимки визуализаций с выбранными фильтрами, которые вы будете использовать в истории.
Илья Голев
ведущий разработчик Qlik
1
Для того чтобы сделать снимок, необходимо навести курсор на нужную диаграмму и нажать кнопку снимка в верхнем правом углу. К каждому снимку можно добавить аннотацию с описанием визуализации и примененных на ней фильтров для быстрого поиска в Библиотеке снимков.
2
Когда все необходимые визуализации будут готовы, можно перейти непосредственно к созданию истории. Для этого необходимо нажать на кнопку Истории — Создать новую историю. Каждой истории можно присвоить название и дать описание.
В историях в Qlik Sense есть 6 основных элементов:

+ Библиотека снимков. Добавление на слайд созданных ранее снимков визуализаций
+ Текстовые объекты. Добавление текстовых записей различных стилей на слайд
+ Библиотека форм. Содержит в себе множество форм для создания убедительных историй
+ Библиотека эффектов. Применение различных визуальных эффектов на снимки (применимо не ко всем видам визуализаций)
+ Библиотека медиафайлов. Добавление объектов медиафайлов с различными типами, например, изображения
+ Выбрать лист. Библиотека листов с листами в приложении, которые можно вставить в историю в виде листов оперативных данных
Созданные истории можно экспортировать в виде презентации PowerPoint или файла PDF. История будет экспортирована с состояниями выборок, которые были использованы для ее создания. Выборки, примененные в ходе воспроизведения истории, будут проигнорированы.
Практика
  • Практическое задание
    Мы продолжаем работать на основе уже загруженных данных (из практики дня 05).

    Попробуйте сделать свою историю на основе приложения по кино . Представьте, что презентуете свое приложение друзьям или родственникам — какие возможности вы бы подсветили? Может быть, можно показать аналитику по вашему любимому жанру кино? А как насчет самого лучшего фильма в коллекции? Или самого худшего?

    Если будет нужна помощь — обращайтесь к дополнительным материалам или в чат.
Полезные ссылки

Если вам интересно узнать больше, переходите по ссылкам для дальнейшего изучения тем и расширения кругозора

Гуру историй – Ханс Рослинг
Ханс Рослинг взял на вооружение свои знаменитые графики глобальных демографических данных и дает мастер-класс, как привлечь внимание аудитории
Инструкция от Qlik
Как выстраивать повествование в Qlik Sense? На английском языке, но можно включить субтитры.
Вебинар дня
День 11
Истории на основе данных в Qlik Sense
Перейти к предыдущим дням:
Qlik Sense Узбекистан. День 00
Подготовительный день и установка программы
Qlik Sense Узбекистан. День 01
Что такое Qlik Sense + История успеха Baraka Market
Qlik Sense Узбекистан. День 09
Сет-анализ + История успеха Green White Solutions
Qlik Sense Узбекистан. День 10
Создание дашборда + История успеха Beeline Uzbekistan