Ассоциативная модель
04
/12
Сегодня мы узнаем, как Qlik помогает проводить финансовую аналитику автомобильного холдинга UzAuto, а также изучим принципы работы ассоциативной модели, потренируемся понимать выборки на основе цветовой кодировки зеленый-белый-серый!
О чем поговорим сегодня
История успеха

Qlik для автохолдинга: финансовая аналитика в UzAuto

На сегодняшний день узбекский автопром является одной из самых динамично развивающихся отраслей экономики страны, примером экспортной способности Узбекистана и играет все большую роль в развитии внешнеэкономической деятельности страны.

АО «Узавтосаноат» — крупнейший холдинг отрасли, координирующий автомобильные производственные предприятия и автопредприятия локализации и автокомпонентов. Сегодня аналитика на основе Qlik используется в большинстве департаментов UzAuto: от топ-менеджмента и финансового блока, до производства, закупок и склада, дилеров и маркетинга. Благодаря простому доступу к актуальной аналитике Qlik у сотрудников компании повысилась скорость принятия решений на основе данных.

Qlik в ИТ-ландшафте UzAuto

Ключевые ИТ-системы заводов и холдинга – 1С и SAP, при этом производственная структура компании территориально распределена по нескольким регионам. Это означает, что на первый план выходят задачи консолидации данных из ERP-систем и создания единой точки доступа к аналитике по всей сети производства и продаж, которые в UzAuto решает Qlik.
Шухрат Расулов
старший финансовый аналитик, UzAuto
1С и SAP — учетные системы, которые содержат ценные бизнес-данные, но для аналитики имеют высокий порог входа — пользователи должны знать, как сформировать отчет в интерфейсе и получить необходимые данные по запросу. Именно поэтому мы работаем со специализированной аналитической платформой, Qlik. Здесь я, как финансовый аналитик, вижу уже консолидированные данные из нескольких учетных систем заводов и работаю с визуализацией и таблицами по прибылям и убыткам, балансу, рентабельности и многим другим KPI в удобном формате, не тратя время на сбор и генерацию отчетов — все актуальные данные и аналитика уже готовы.
Функциональность Qlik в UzAuto
Аналитические отчеты Qlik в UzAuto доступны по требованию в любое время — каждое приложение поддерживает автоматические обновление данных, гибкую настройку фильтров и разрезов для аналитики.

Финансовая аналитика в Qlik

На сегодняшний день департамент финансов — один из очень активных пользователей аналитики Qlik. Реализованы приложения, которые позволяют анализировать ключевые финансовые показатели, прибыль и убытки (P&L), баланс, движение денежных средств (cash flow), исполнение бюджета и многое другое. Qlik также помогает оперативно отслеживать своевременность уплаты дебиторской задолженности контрагентами, благодаря тому, что все данные по задолженностям, с рейтингами, разбивкой по счетам, статистикой по кредитам и предоплатам собраны в едином удобном инструменте.
Прибыль и убыток по нужным компаниям в одном листе
Шухрат Расулов
старший финансовый аналитик, UzAuto
При этом с финансовой аналитикой в Qlik можно работать очень гибко — развернуть данные в разрезе заводов, юридических лиц, подразделений и провалиться до конкретной транзакции, чтобы, к примеру, понять причину отклонения в KPI.
Возможность просмотра статуса закрытия счетов
Сейчас Qlik является надежной платформой в решении ключевых вопросов бизнеса в UzAuto и неотъемлемой частью совещаний руководства, где в режиме реального времени видно положение дел на производстве, обеспеченность запасами и динамику финансовых показателей.
Новости Qlik в Узбекистане
Присоединяйтесь к телеграм-каналу Qlik Uzbekistan, чтобы оставаться в курсе всех новостей, включая анонсы вебинаров и локальных мероприятий Qlik в Узбекистане: @qlikbi_uz
Теория

Ассоциативная модель Qlik Sense

Большинство BI-систем опираются на стандартные SQL-запросы — они линейны и предполагают, что вы уже знаете, что вы хотите получить от данных (иначе запрос не сформируется). Если в процессе исследования вы хотите посмотреть на новый срез этих же данных, вам нужно будет отправить новый запрос: получается довольно неудобный цикл «спроси, подожди, ответь». Каждый новый тип вопроса к данным имеет период ожидания.

При работе с линейными запросами, вы всегда будете ограничены результатами первоначального запроса. Захотите посмотреть на дополнительный срез — например, посмотреть данные по маркетингу — меняйте запрос и прописывайте связи с новыми источниками. А если этих связей вам не видно, или вы просто не знаете как их вообще можно связать? Вы можете даже не знать, что нужные вам данные существуют, просто не увидев их взаимосвязи с вашими данными.
Екатерина Николаева
со-основатель, Amega ITS
В Qlik смогли решить эту проблему при помощи своего запатентованного инновационного механизма Associated Engine (Ассоциативный движок), разработанного специально для интерактивного исследования и анализа в свободной форме.
В Qlik все загруженные данные объединяются автоматически в единую модель, таким образом, чтобы все они обрабатывались одинаково, без потери данных и были связаны между собой.
Между таблицами создаются умные взаимосвязи и формируется контекст — пользователи должны иметь возможность легко создавать аналитику без использования сложных запросов. К тому же, в Qlik можно загружать необработанные и неполные данные для анализа без необходимости заранее идеально моделировать таблицы.

Как работает ассоциативная модель

Помимо технической стороны — моментальной связи и полноты всех имеющихся у вас данных — ассоциативная модель проявляется и в интерфейсе Qlik Sense. Один из ключевых моментов ассоциативной модели — это, разумеется, сам механизм ассоциации.
Денис Катюшин
генеральный директор, QUBData
Наглядная иллюстрация ассоциаций на практике:

Пользователь, имея на входе набор измерений, которые используются как фильтры, может проследить взаимосвязи между данным, опираясь на три цвета:
зеленый – текущие выборки,
белый – связанные с выборкой данные,
светло-серый – альтернативная выборка (не попадает в текущий разрез данных, но этими данными можно дополнить текущую выборку без конфликта с остальными полями),
темно-серый – данные, находящиеся за пределами выборки.

Например, мы проводим анализ продаж в нашей сети. Ниже на иллюстрации видно, что наши три клиента (выбраны, находятся в зеленой области)
  • покупают товары в нашей сети в городах, которые находятся в белой области,
  • документы оформляют через менеджеров нашей сети, которые находятся в белой области,
  • покупают бренды, группы и линейки товаров, которые находятся в белой области.
  • При этом эти товары производятся в странах, которые также находятся в белой области и среди этих операций нет возвратов, только продажи,
  • При этом есть альтернативная выборка (светло-серые значения) клиентов и поставщиков, которыми можно расширить текущий срез аналитики,
  • Ну и плюс к этому – эти товары привозят два выбранных поставщика. Далее можно обогащать аналитику: добавлять средний чек, процент маржи, процент наценки и т.д., чтобы делать соответствующие выводы относительно развития сети, изменения ассортимента и номенклатуры.
Нажмите на изображение, чтобы увеличить его
Надо понимать, что для анализа ценность дают оба варианта подсветок — и белая и серая — так как если у нас стоит цель, например, понять, в каких городах нет продаж высокомаржинального продукта, нам нужно обращать внимание как раз на исключенные (серые) регионы и погружаться в аналитику, чтобы выяснить и устранить причины.
Виталий Городилов
СЕО, Первый Бит.Ташкент
Благодаря исследованию данных в ассоциативной модели, пользователь имеет доступ одновременно к множеству своих источников данных (даже из разных систем). Не нужно быть экспертом в данных и знать, как составлять запросы к ним, достаточно просто интуитивного выбора фильтров.

Механизм ассоциативных связей мгновенно перестроит модель согласно вашей выборке после каждого клика: зеленый (выбранный), белый (связанный), светло-серый (альтернативный), темно-серый (не связанный). А поскольку мы работаем постоянно в одном приложении (контексте), то мы не упускаем из поля анализа и исключенные значения, которые теряются при работе с инструментами на основе линейных запросов.
Практика
Инструкция по установке Qlik Sense — в дне 00
Если вы пропустили подготовительный день 00, перейдите в него сейчас, чтобы прочитать инструкцию по старту работы в Qlik Sense
  • Практическое задание
    В сегодняшнем дне мы предлагаем вам изучить приложение-тренажер по ассоциативной модели от Datanomix.pro.

    1. Файл с готовым приложением нужно скачать здесь.
    2. Загрузить его в свою версию Qlik Sense (дублируем ссылку на инструкцию по загрузке).
    3. Открыть рабочие листы и следовать инструкциям там :-)
Полезные ссылки

Если вам интересно узнать больше, переходите по ссылкам для дальнейшего изучения тем и расширения кругозора

Вебинар дня
День 04
Ассоциативная модель. Эксперт: Денис Катюшин, генеральный директор, QUBData
Перейти к предыдущим дням:
Qlik Sense Узбекистан. День 00
Подготовительный день и установка программы
Qlik Sense Узбекистан. День 01
Что такое Qlik Sense + История успеха Baraka Market
Qlik Sense Узбекистан. День 02
Ключевые концепции Qlik + Анализ госзакупок в Казахстане
Qlik Sense Узбекистан. День 03
Типы данных + История успеха Havas